ПН-ПТ: 08:00-17:00 МСК

FAKE VS FACT

Фейковые (фальшивые, недостоверные) новости – настоящий бич современных СМИ, особенно, в сети интернет. Информация онлайн, в отличие от оффлайна, распространятся молниеносно, негативно влияя на создание людей и репутации компаний.В 2019 году Правительству РФ даже пришлось принять ряд законов, запрещающих распространение и создание фейковыхновостей*В 2020 году только за период пандемии количество публикаций недостоверной общественно-значимой информации увеличилось в 10 раз. Эта тенденция сохранилась и в 2021 году.

Компания Алмаз Удобрения и сама стала мишенью фейковых новостей в начале февраля текущего года. Несмотря на своевременное предоставление фактов от пресс-службыкомпании, злоумышленникам удалось вызвать обеспокоенность жителей КМВ абсолютным несоответствием опубликованной информации реальному положению дел и позиции руководства Алмаз Удобрения. 

Понимая, что вопрос отсутствия фактчекинга(проверки фактов) в современных СМИ, которые зачастую просто перепечатывают фейковыеновости, не утруждаясь их анализом, пресс-служба Алмаз Удобрения подготовила чек-лист, который поможет опознать «утку» как информационным каналам, так и обычным читателям новостей. Для этого потребуется не более 5 минут после поступления данных из СМИ. 

Чек-лист для быстрой проверки информации для читателей:✓ Задать себе вопросы:1. Кому может быть выгодна эта позиция?2. Насколько последовательно излагаются события, присутствуют ли даты, место, участники?3. Имеет ли информация эмоциональный, провокационный окрас и есть ли в нейдоказательства?4. Указаны ли ссылки на первоисточники?✓ Алгоритм фактчекинга для журналиста, копирайтера, пресс-секретаря:1. Оцениваем источник, в котором появилась информация: официальный сайт компании, социальная сеть, федеральный новостной портал и желтая пресса абсолютно по-разному подают информацию2. Проверяем ключевые данные через поисковик, сравниваем и сопоставляем факты из разных источников3. Ищем наличие фото или видео, подтверждающих информацию, или запрашиваем их у источника4. Проверяем репутацию автора (без комментариев!)5. Запрашиваем мнение независимого эксперта, представителя стороны, в отношении которой распространяется теоретически фейковая информация, мнение второго лица, если в публикации присутствуют обвинения. ✓ Как действовала наша компания, столкнувшись с недостоверной о себе информацией:1. Попытались мирно решить вопрос с провокаторами, указали на фактические ошибки, попросили исправить (спойлер: не сработало!)2. Постарались не обращать внимание, пока это было размещено только на одной интернет площадке (спойлер: напрасно! Провокация распространяется быстрее обычных «уток», так как вызывает общественный резонанс)3. Выпустили опровержение, в котором указали действительное положение дел, достоверные факты, предложили видео и аудио доказательства, и выразили свое отношение к провокаторам 4. Разместили во все читаемые пабликирегиона, даже в те, кто отказывался брать на себя ответственность за распространение ложной информации (сработало!)

Создание фейка в интернете выгодно для увеличения популярности или заработка. Когда публикуются новости, особенно, имеющие социально важную значимость, читатели (подписчики) быстро распространяют информацию, ставят лайки, делают репосты, комментируют. Таким образом ресурс набираетпопулярность и его прибыль от размещения платных статей увеличивается. Также фейкновости могут публиковаться только потому, что они проплачены, то есть ресурс не пытается таким образом привлечь читателей, а просто зарабатывает на их неспособности сразу распознать ложь. Надеемся, наши советы помогут не поддаваться на провокации и анализировать получаемую информацию. 

* ФЗ № 27- «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 18 марта 2019 года

ФЗ №31-ФЗ «О внесении изменений в статью 15-3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Обратный звонок

Оставить заявку